Трудно поверить, но лирическая комедия «Влюблён по собственному желанию», которая до сих пор радует зрителей, вышла на экраны 40 лет назад. Расскажем, как создавался этот фильм.
Фильм повествует о том, как бывший спортсмен, теперь работающий на заводе и злоупотребляющий алкоголем, встречает скромную библиотекаршу. Вместе они решают с помощью аутотренинга влюбиться друг в друга, ежедневно работая над собой.
Замысел фильма
Изначально фильм задумывался не о любви. В 1970-х годах психология стала набирать популярность в Советском Союзе, и темой самопознания начали интересоваться многие. В научных журналах публиковались статьи об аутотренинге и самовнушении, и режиссер фильма Сергей Микаэлян был лично знаком с этой темой. Пройдя через войну и ранения, он преодолевал страх с помощью самовнушения, начиная ещё с окопов под Ржевом. В дальнейшем он использовал аутотренинг всю свою жизнь и хотел поделиться этим опытом с публикой, создав фильм, который бы показал, как сила мысли может изменить жизнь человека и сделать его счастливее.
Первоначальный сценарий под рабочим названием «Сотвори себя сам» должен был стать фильмом о личностном развитии. Однако увлекательной истории из этого замысла не получалось, и Сергей Микаэлян столкнулся с творческим кризисом. На тот момент один из его фильмов был снят с проката, другой запретили после премьеры, а третий проект застопорился из-за проблем с подбором актёра для главной роли. На какое-то время Микаэлян даже оставил идею и занялся другим проектом, но и его запретили на этапе сценария. В итоге он вновь вернулся к идее аутотренинга, но теперь обратился за помощью к журналисту «Известий» Александру Васинскому. После полугода неудачных попыток создать интересный сюжет он решил привлечь сценариста Виктора Мережко.
Режиссёр пришёл к Мережко с большой пачкой мороженого и, шутя, сказал: «Витя, я пришел тебя подкупать! Спасай». Мережко быстро превратил сухую историю о самосовершенствовании в лёгкую лирическую комедию. Сам он, правда, не верил в успех и даже отказался от упоминания в титрах, о чём позже жалел.
Подбор актёров
На роль библиотекаря Веры Микаэлян пригласил актрису Малого театра Евгению Глушенко. Хотя по сценарию героиня была совсем иной — худой, с вытянутым лицом, режиссер без раздумий утвердил именно её. Для этой роли актрису гримировали под «серую мышку»: ей накладывали фальшивые прыщики, искусственные слои для придания лишнего веса, делали нелепую прическу. Чтобы ещё больше подчеркнуть образ, Глушенко мазала волосы глицерином, создавая эффект неухоженности.
Так родилась история двух людей, которые с помощью ежедневной работы над собой и простых человеческих чувств нашли дорогу друг к другу.
По задумке режиссера, героиня должна была эволюционировать на глазах у зрителей, — они будто видели ее глазами главного героя. Если поначалу она казалась полной сутулой женщиной непонятного возраста с посредственной внешностью, то к концу она менялась и хорошела.
Главный герой тоже сильно отличался от образа, прописанного в сценарии. Начнем с того, ему должно было быть максимум 25 лет, но ни один актёр этого возраста Сергею Микаэляну не нравился. Возрастной диапазон расширили. На роль рассматривались Борис Щербаков и даже Александр Абдулов, но все было не то. В итоге, Евгения Глушенко сама предложила режиссеру рассмотреть кандидатуру Олега Янковского.
Янковский уже снимался у Микаэляна, сыграв парторга в фильме «Премия», вышедшем в 1974 году. И режиссеру даже не пришло в голову представить себе Олега Ивановича в качестве алкоголика, зато сам актер принял предложение с восторгом и в дальнейшем называл роль Игоря Брагина одной из своих самых любимых.
Янковскому на тот момент было около 40 лет. Все мы знаем, что он был неотразим до конца жизни. Но залысины у него появились рано, и Микаэляну казалось, что с ними Брагин выглядит совсем уж забулдыгой. Поэтому Янковскому надевали полупарик-чёлку.
Всеволод Шиловский, которому предложили роль соседа-собутыльника Коли, поначалу от нее отказался. Он занимался спортом и посчитал, что создатели глумятся над спивающимся спортсменом. Но когда актер узнал, кого утвердили на главные роли, изменил свое решение. Шиловский с Янковским на съемках сдружились и постоянно разыгрывали группу. Так, однажды прямо перед рабочей сменой Микаэлян обнаружил актеров в гостиничном номере пьяными вусмерть. Они не хотели работать, а требовали продолжения банкета. Помощники из числа съемочной группы с невероятным трудом дотащили их до киностудии, заволокли на третий этаж в режиссерскую комнату, когда выяснилось, что актеры абсолютно трезвы!
Читать также: 5 особенностей женщины, способной привлечь достойного мужчину
Следуя за Янковским
«Влюблен по собственному желанию» — проект «Ленфильма», но действие картины разворачивается в Москве. Часть сцен отсняли в столице, но всё остальное, включая поездки героев в Подмосковье, снимали в Узбекистане: театр Ленком, где служил Янковский, поехал на гастроли в Ташкент, затем актер должен был приступать к съемкам в «Полетах во сне и наяву», а потому съемочная группа поехала на гастроли вместе с ним.
Подмосковье в Узбекистане создать было непросто. Много времени ушло на поиск локаций и создание с помощью декораций пейзажей среднерусской полосы. Устанавливали даже бутафорские деревья на заднем плане. Из Ленинграда специально привезли изготовленные на «Ленфильме» копии обелисков и памятников солдатам, так как братских могил времен Великой Отечественной войны в Узбекистане попросту нет.
Секретная премия
Премьера фильма «Влюблен по собственному желанию» состоялась 1 ноября 1982 года. Картину к показу закупили сразу 26 стран! Фильм имел грандиозный успех в прокате — на каждом сеансе были аншлаги. В том году Олег Янковский был назван «лучшим актёром года» по версии журнала «Советский экран». А Евгения Глушенко за роль Веры получила очень важную премию — «Серебряного медведя» XXXIII Берлинского международного кинофестиваля. А поскольку это была награда Западной Германии, в советской прессе о достижении актрисы даже не сообщили.
В начале 2000-х годов Сергей Микаэлян хотел закрепить успех и снять сиквел под названием «Развод по собственному желанию», рассказывающий о дальнейшей судьбе Веры и Игоря. И если Евгения Глушенко отреагировала на это с энтузиазмом, то Олег Янковский отказался, сказав, что дважды в одну воду не входят. Несколько лет спустя Микаэлян подарил сценарий молодому режиссеру Илье Северову, и фильм был снят в 2015 году как отдельная история.
Cepгeй Мaкoвeцкий жена и личная жизнь: кaк aктёp жeнилcя нa пeрвoй вcтpeчнoй и пpoжил c нeй 40 лeт
6 cкpытыx дeтaлeй фильмa «Cлужeбный poмaн», o кoтopыx мaлo ктo знaeт