Триумф Александра Збруева

561

Я зашел в свой кабинет, рассказывает Дмитрий Астрахан  — режиссер фильма «Ты у меня одна», и просто обомлел, увидев Збруева. Помню, когда сценарист Олег Данилов предложил попробовать его на главную роль в фильме «Ты у меня одна» (нам был нужен обаятельный рефлексирующий герой, и все никак не находился подходящий), я удивился: мне казалось, что Александру Викторовичу уже очень много лет. Я ведь помнил его по ролям в фильмах «Большая перемена», «Мой младший брат», а они казались мне каким-то очень далеким черно-белым прошлым. И все же я пригласил Збруева приехать на пробы.

Он добирался на «Красной стреле», которая, как известно, прибывает в Петербург рано утром. А с поезда прямиком отправился в Театр комедии, где я тогда работал главным режиссером. Накануне мы с помощницей договорились: «Там приедет артист из Москвы, проводите его ко мне в кабинет и дайте сценарий». И вот я вхожу в кабинет и вижу молодого, красивого человека, в котором, к своему удивлению, узнаю Збруева.
Герой виден всегда. Внешне он подходил идеально. Невероятно обаятельный, интеллигентный актер — именно то, что надо. Потом были пробы. И на этих пробах стало видно, что при его мужской красоте он может быть пронзительно трогательным и несчастным. И как-то сразу возникла мысль, что к нему подходит Неелова, они люди совершенно одного типа. Но нужно было все-таки посмотреть на них вместе. Устраивать Нееловой пробу мне было неловко, и я соврал, что нужна примерка костюмов.
Марина Мстиславовна, как интеллигентный человек, сделала вид, что поверила. И назначила встречу в «Современнике». Как выяснилось, они со Збруевым никогда не работали вместе и даже в компаниях не пересекались. Но когда они сели рядом, стало ясно: зрители будут верить, что эти двое очень долго любят друг друга. Два содержательно красивых человека — внешне и внутренне.
В том году заседать в жюри «Кинотавра» предложили Збруеву. И он позвонил мне: «Дима, как быть? Я же играю у тебя главную роль. Если привезешь на конкурс фильм, тогда я выйду из жюри. Очень хочу, чтобы эта картина была в конкурсе!» Фильм тогда был еще не готов, шла перезапись. И когда я свел две части с музыкой, шумами, озвучанием, вдруг почувствовал эмоцию, идущую с экрана, и понял, что можно рисковать. Позвонил Саше и сказал: «Выходи из жюри! Мы привезем фильм». На премьере зал был забит битком и реагировал очень эмоционально: все смеялись, переживали. На показ пришел и Александр Абдулов. В том году он представлял фильм «Над темной водой». Ему как раз исполнилось 40 лет.
Его юбилей праздновался на «Кинотавре» очень пышно. Естественно, все думали, что Саша получит главный приз. Когда в финале нашей картины зал утонул в аплодисментах, Збруев выбежал из зала. Я был растерян. Нашел его на улице. Он показал мне два скрещенных пальца и сказал: «Вот… Не могу разогнуть. Свело…» Он скрестил их на удачу. И не зря! Это был его триумф. Приз за лучшую мужскую роль дали именно Збруеву. Абдулов переживал, это было видно. Но подошел ко мне, поздравил и сказал: «У Збруева грандиозная работа!» Да, эти ребята умели признать успех другого…

Названием фильма стала строка из популярной песни Юрия Визбора «Ты у меня одна», которую он написал за 30 лет до съемок. Сам бард, к сожалению, не дожил до премьеры и не узнал о том, что его песня после этого обрела вторую жизнь.

Юрий Визбор
Ты у меня одна
Ты у меня одна,
Словно в ночи луна,
Словно в году весна,
Словно в степи сосна.
Нету другой такой
Ни за какой рекой,
Ни за туманами,
Дальними странами.
В инее провода,
В сумерках города.
Вот и взошла звезда,
Чтобы светить всегда,
Чтобы гореть в метель,
Чтобы стелить постель,
Чтобы качать всю ночь
У колыбели дочь.
Вот поворот какой
Делается с рекой.
Можешь отнять покой,
Можешь махнуть рукой,
Можешь отдать долги,
Можешь любить других,
Можешь совсем уйти,
Только свети, свети!
1964 г.
Фильм  «Ты у меня одна» вышел на экраны в 1993 году и стал настоящим символом эпохи. В начале 1990-х гг.  история, положенная в основу сюжета, была всем близка и понятна: главный герой, который завершил карьеру боксера,  чтобы как-то обеспечивать семью, вынужден подрабатывать грузчиком. А судьба поббрасывает ему, казалось бы такой очевидный выбор: благополучная жизнь в Америке с влюбленной в него сестрой друга или неустроенный быт в однокомнатной хрущевке с женой,  герой выбирает любовь и остается в России. Несмотря на незамысловатость и мелодраматизм сюжета, фильм получился глубоким и проникновенным, став настоящим гимном любви. Его секрет режиссер видит в следующем: «Думаю, что хорошее кино – это всегда именно об этих неустаревающих ценностях: любви и предательстве, подлости и подвиге».
Источник: nesnilos.com