Матильда Кшесинская — «черноокая дьяволица балета», возлюбленная трех великих князей

292
Весной 1890 года Петербургское хореографическое училище было заполнено царствующими особами. Сам император Александр III почтил своим вниманием выпускной экзамен. После спектакля император поинтересовался: “А где же Кшесинская?” Ее подвели к Александру, он пожал ей руку и произнес: “Будьте украшением и славою нашего балета!”.
На торжественном ужине Матильда Кшесинская сидела рядом с цесаревичем Николаем, будущим наследником престола. Позже, в своих воспоминаниях, она напишет: «Я не помню, о чем мы говорили, но я сразу влюбилась в Наследника. Как сейчас, вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на Наследника, я забывала об этом, все было как сон», “ Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу”. Она пронесла это чувство через всю свою долгую жизнь…
Молодой Николай II. Рисунок из дневника Матильды Кшесинской
Она не была красавицей. Небольшого роста, с острым носиком, крепко сложенная, с узкой талией и мускулистыми ногами, тем не менее, Кшесинская была обаятельна, чувственна и грациозна.
Матильда была самым младшим ребенком в большой артистической семье Кшесинских. Она родилась 19 августа 1872 года, ее отец, Феликс Кшесинский, был лучшим исполнителем характерных танцев, “королем мазурки”, приглашенным в Россию самим императором Николаем I. Матильда или Маля, как называли ее родные, в восемь лет поступает в хореографическое училище и блестяще заканчивает его в 17. Ее сразу зачисляют в балетную труппу Мариинского театра. Малечка много и плодотворно работает и уже через год после окончания училища танцует в 22 балетах и 21 опере! У нее, бесспорно, был талант и огромное трудолюбие.
Роман с наследником престола был недолог и заранее обречен. Николай посещал все спектакли с участием Матильды, писал ей письма.
А она танцевала для него, вкладывая в свой танец всю себя. Ее дом на Английском проспекте всегда был полон гостей. Чаще других здесь бывал Николай со своими друзьями и другими Романовыми. Маля была душой компании.
Все закончилось после помолвки Николая с принцессой Алисой Гессенской. Матильда отпустила его без единого вздоха или жалобы. До конца своих дней Николай II сохранил самые теплые и нежные воспоминания о Мале.В прощальном письме он напишет уже бывшей подруге: «Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости». Она же всегда говорила ему “ты” и называла “Ники”.
Забыть личные неурядицы помогает работа. Каждое выступление Матильды заканчивается бурей оваций. На сцену Маля выходила в драгоценных камнях, танцевала женственно, была обаятельна и ослепительна в сиянии бриллиантов. Но не только блеском драгоценностей выделялась Кшесинская, своим искусством, талантом и трудолюбием она доказывала, что русские балерины заслуживают внимания публики, большего, чем итальянки заполнившие русскую сцену в то время.
В 1899 году исполнилась ее мечта, Мариус Петипа предложил ей роль Эсмеральды, она танцевала ее столь страстно, вкладывая в роль все свои страдания, переживания и любовь, за что Петипа назвал Кшесинскую “первой звездой русского балета”.
Матильда Ксешинская в балете «Эсмеральда»
В это время ангелом-хранителем Матильды становится Великий князь Сергей Михайлович, двоюродный дядя Николая. Он уже давно и тайно был влюблен в Кшесинскую, теперь выполняет любую ее прихоть, дарит драгоценности, покупает дачу в Стрельне. Она принимает подарки с достоинством, продолжая оттачивать балетное мастерство. Первая среди русских балерин Матильда Кшесинская исполняла 32 фуэте подряд!
Через десять лет службы в театре Кшесинская устраивает свой бенефис. На торжественном ужине в ее честь Матильда знакомится с еще одним Романовым — Андреем Владимировичем — двоюродным братом Николая II.
В 1902 году Матильда родила от князя Андрея сына Владимира. Роды были очень тяжелыми, роженицу с новорожденным чудом вытащили с того света.
Матильда Кшесинская с мужем и сыном
Андрей Владимирович  заботливым отцом и верным спутником жизни. Узаконить свой брак они смогли только в январе 1921 года.
В 1903 году балерину пригласили в Америку, но она отказалась от предложения, предпочтя остаться на родине. На рубеже веков прима уже добилась на сцене всех мыслимых вершин, и в 1904 году решила уволиться из основной труппы Мариинского театра. Она не перестала танцевать, но теперь она работала по контракту и получала огромный гонорар за каждое выступление.
Балерина в зимнем саду своего особняка, 1916 год

С сыном Владимиром, 1916 год

События 1917 года полностью перевернули жизнь Матильды и ее семьи. В мае она последний раз танцевала на сцене консерватории, где начинала свою блистательную карьеру. После семья уезжает в Кисловодск, а затем в Анапу. 19 февраля 1920 года Матильда Кшесинская навсегда покидает Россию, обосновавшись, как и многие российские эмигранты, в Париже. Чтобы хоть как-то свести концы с концами, в 1929 году Матильда Феликсовна открывает школу балета. Брать уроки у великой Кшесинской приезжают звезды балета со всего мира. Ее школа пользовалась неизменной популярностью.
Кшесинская на уроке с ученицей Т.Рябушинской, Париж, 1930-е гг.
Матильда Феликсовна тяжело пережила известие о расстреле Романовых, оккупацию Франции фашистами, смерть любимого мужа в 1956 году, она проводила в последний путь многих своих друзей, целую эпоху, уходящую в небытие.
В 1958 году балетная труппа Большого театра гастролировала в Париже. Матильда Феликсовна пришла посмотреть на русских. В своих мемуарах она напишет: “Я плакала от счастья. Это был тот же балет, который я видела более сорока лет назад, обладатель того же духа и тех же традиций…»
В 1969 году, за 2 года до смерти Матильды, ее поместье навестили звезды советского балета Екатерина Максимова и Владимир Васильев. Как позже они писали в своих мемуарах, на пороге их встретила полностью седая, высохшая старушка с удивительно молодыми, полными блеска глазами. Когда они поведали Матильде, что ее имя на родине помнят до сих пор, она ответила: «И будут помнить всегда».
Матильда Кшесинская, Париж, декабрь 1965 года.
Матильда Кшесинская скончалась 6 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».
Источник: nesnilos.com