Эльдар Рязанов об Андрее Миронове.
Я никогда не видел Андрея злым. Видел его грустным, веселым, огорченным, озорным, озабоченным, лукавым, обиженным, сердитым, но не могу припомнить случая, чтобы он злился, чтобы говорил о ком-то с ненавистью, чтобы кого-то проклинал, чтобы на лице его было ожесточение. Когда его бесцеремонно обижали — а такое случалось, — глаза его становились беззащитными и растерянными. Злоба, агрессия, желчность были чужды его натуре.
Андрей Миронов в воспоминаниях Эльдара Рязанова предстает удивительно многогранным человеком
Эльдар Рязанов вспоминает об Андрее Миронове.
В телепередачах, где он появлялся без грима, можно было получить ложное впечатление о его личности. На экране он казался элегантным, непринуждённо танцующим и поющим, уверенным в своей неотразимости, похожим на светского льва или обаятельного бонвивана. Некоторые зрители путали этот образ с реальным Андреем. Однако в жизни он был совсем другим. Застенчивый, неуверенный в себе, критичный к своим недостаткам, невероятно деликатный и ранимый, но в то же время добродушный. Несмотря на это, он умел быть весёлым и остроумным собеседником, часто становился душой компании, излучая шутки и импровизации.
Его юмор был заразителен, а блестящее исполнение историй вызывало смех до слёз. Однако я не сразу открыл все эти качества в нём. После первых его ролей в кино и театре у меня, как у режиссёра, сложилось впечатление, что Миронов обладает отрицательным обаянием. Хотя его талант был очевиден, я не видел в нём положительного героя.
Наше первое знакомство произошло на съёмках фильма «Берегись автомобиля»
Я предложил ему роль Димы Семицветова — человека, который променял своё образование и карьеру на путь ловкача и спекулянта. Тогда этот персонаж был воплощением авторских антипатий. Сейчас же Дима Семицветов кажется типичным героем нашего времени, чеховским Лопахиным, доведённым до абсурда. Роль была написана нами с Эмилем Брагинским довольно однобоко, и нам нужен был актёр, который бы не просто исполнил её, но и обогатил своими индивидуальными чертами. Так я и познакомился с этим замечательным артистом, с которым мы вскоре стали друзьями.
Наши взаимные симпатии сохранялись на протяжении двадцати лет, хотя, конечно, между нами иногда возникали разногласия, что вполне естественно. Я пропускаю работу над фильмом «Старики-разбойники», где Андрей сыграл небольшую роль блатного мерзавца, которому покровительствует высокий чин. Главным итогом этой работы стало укрепление наших добрых отношений, зародившихся на съемках «Берегись автомобиля». Встречи с ним всегда сопровождались шутками, подковырками и лёгкими дерзостями, окрашенными взаимной симпатией.
Когда начались съемки «Невероятных приключений итальянцев в России», Андрей уже был признанным мастером, способным на любую роль.
Незадолго до этого он сыграл обаятельного прохвоста в «Бриллиантовой руке» Леонида Гайдая, и его популярность была на пике. Помню, как мы стояли в Звенигороде под навесом столовой в ожидании окончания обеда нашими итальянскими партнёрами, и Андрей рассказывал мне забавный случай, который продемонстрировал невероятную любовь народа к Юрию Никулину.
Миронов вспоминал, как рано утром в Сочи во время съемок одного из эпизодов «Бриллиантовой руки» какой-то алкаш прорвался сквозь милицейское оцепление прямо к съемочной камере. Увидев своего кумира Юрия Никулина, он отодвинул Папанова и Миронова, подошел к Никулину и, любовно глядя ему в глаза, произнес: «Здорово, разгильдяй!» (слово было более крепкое). Это выражало высшую степень обожания артиста. Андрей признался, что и он, и Папанов почувствовали лёгкие уколы зависти, ведь их этот алкаш просто не заметил. Мы с Андреем посмеялись над этой историей.
В этот момент к нам на велосипеде подъехал местный житель, остановился и уставился на Миронова. Убедившись, что это действительно он, человек произнес: «Вот так хрен к нам пожаловал!» (в действительности выражение было более сочное). Это прозвучало как естественное продолжение рассказа Андрея. Я расхохотался и сказал: «Ну, Андрей, теперь твоя популярность, пожалуй, сравнялась с никулинской!»
Эльдар Рязанов об Андрее Миронове
Работать с Андреем было всегда замечательно по многим причинам
Он невероятно серьёзно относился к работе, был дисциплинирован, точен и никогда не опаздывал. Ему было присуще чувство ответственности и трудолюбие. Он не обладал актёрским гонором, не проявлял амбиций звезды и сознания своей значимости. Легкость, восприимчивость и способность к импровизации делали его уникальным актёром. Андрей великолепно владел телом, ритмом и речью.
В эксцентрической ленте о приключениях итальянцев в России требовалось ещё одно качество — личная смелость. Фильм содержал множество трюков, требующих от актёра физической силы, тренированности и храбрости. Здесь Андрей меня поразил. Несмотря на то, что он вырос в интеллигентной актёрской семье, он сам выполнял все трюки, требовавшие бесстрашия.
Наше дело было организовано так
Сначала опасные трюки исполняли профессиональные циркачи, каскадеры и мастера спорта. Когда их выступление фиксировалось на пленку, я предлагал актёрам повторить, если у кого-то было желание попробовать самому. Конечно, я стремился к тому, чтобы трюки выполняли сами актёры, поскольку это позволило бы снимать крупные планы и создать у зрителей впечатление реальности происходящего, вызывая больше доверия и уважения к артистам. Андрей всегда вызывался первым. Например, он самостоятельно спустился, повиснув на ковровой дорожке, с шестого этажа гостиницы «Астория» в Ленинграде. Он сам висел над Невой, уцепившись за край разведённого моста на высоте примерно двадцати этажей, в то время как внизу под ним проплывал пароход.
Андрей был первым, кто продемонстрировал итальянским партнёрам выполнение очень рискованного трюка
Возможно, вы помните эпизод, где пожарная машина с выдвинутой на одиннадцать метров лестницей преследует «жигуленка», за рулем которого сидит героиня, не подозревающая о погоне. Машины двигались со скоростью примерно пятидесяти-шестидесяти километров в час. Пожарная машина шла без управления, на ручном газу (водитель был, но он лежал на сиденье, чтобы его не видела камера и по сути управлял вслепую). Миронову нужно было вылезти из кабины пожарной машины и проползти по трясущейся лестнице до крыши «жигуленка» и проникнуть в салон, делая это на приличной скорости. Если бы он сорвался, он неминуемо попал бы под колеса пожарной машины, ведь водитель, лежавший на сиденье, почти ничего не видел.
Также без дублера Андрей снимался со львом Кингом
Съемки с хищником были нервными и трудными, ведь никто не мог предсказать, какие мысли бродят в голове льва. Сначала все его боялись, но постепенно привыкли. Когда решили пустить льва без привязи, снимался кадр, где дублер Евстигнеева (один из дрессировщиков) ехал на инвалидной коляске, а лев должен был бежать за ним, затем следовали четверо актёров — Андрей Миронов, Нинетто Даволи, Алигьеро Носкезе и Антония Сантилли. Во время первого дубля лев неожиданно пошел на Нинетто Даволи, стал на задние лапы и оцарапал ему спину. Весил Кинг двести сорок килограммов. Дрессировщик мгновенно среагировал и отогнал льва. После этого случая все снова начали панически бояться льва, и психологическая травма оказалась страшнее физической.
На следующий день Андрею предстояло встретиться с хищником один на один. Я не сомневался, что он откажется, но он удивил меня своей храбростью. В эпизоде Миронов должен был спуститься со сфинкса и провести со львом беседу. Кинг был на свободе, и между артистом и хищником не было никакой защиты. Миронов трижды спускался со сфинкса и играл свою роль, поражая всех своей смелостью и профессионализмом.
Хочу также вспомнить, как Андрей нырял с катера в Неву, когда температура воды была восемь градусов
Подводные кадры снимались уже в Италии при температуре двадцать восемь градусов. В Италии у Андрея было всего два съемочных дня, но я оставил его там на месяц, чтобы он мог отдохнуть. Он изучал город, музеи, ходил в гости к партнёрам, а жена звонила ему и спрашивала, что он там делает. Андрей отвечал: «Балда! Я здесь живу!»
У него были смешные присказки, которые я запомнил. Например, видя роскошную витрину, он начинал петь: «Пусть ярость благородная вскипает, как волна…» А про что-то очень вкусное говорил: «Это можно не есть, это можно просто прикладывать к животу».
После «Итальянцев в России» я приступил к «Иронии судьбы»
Роль Ипполита была как раз для Андрея. Однако он попросил попробовать его на роль Лукашина. Я согласился дать ему на пробу одну каверзную сцену, но, несмотря на его мастерство, Андрей не убедил меня, что он подходит для этой роли. Я предложил ему роль Ипполита без пробы, но он отказался. Это не повлияло на наши дружеские отношения.
Эльдар Рязанов об Андрее Миронове: Андрей был человеком ищущим, пробующим, стремящимся к новым ролям. И вдруг, так нелепо, все оборвалось. Когда его не стало, наш кинематограф и сцена потеряли что-то важное, и искусство стало беднее без его улыбки и таланта.
Эльдар Рязанов
Читайте также:
Мы умираем, так ничего не поняв. Потрясающий мистический монолог Андрея Миронова
Памяти Андрея Миронова.»Как трагично, что Андрей не узнает, до какой степени все без него опустело…»
Надо жить красочно и не бояться все потерять. Мудрые стихи Эльдара Рязанова