Домойвдохновение6 cкpытыx дeтaлeй фильмa «Cлужeбный poмaн», o кoтopыx мaлo ктo знaeт

6 cкpытыx дeтaлeй фильмa «Cлужeбный poмaн», o кoтopыx мaлo ктo знaeт

6 cкpытыx дeтaлeй фильмa «Cлужeбный poмaн», o кoтopыx мaлo ктo знaeт
Зрители знают комедию наизусть, но эти моменты многие упускают из виду.
Эта кинокартина вышла на советские экраны 47 лет назад, но до сих пор ее пересматривают миллионы зрителей. «Служебный роман» стал лидером отечественного кинопроката в 1978 году — тогда фильм посмотрели более 58 млн зрителей. Легендарный режиссер Эльдар Рязанов продумывал свои киноленты до мелочей. Просто так в фильме не появлялась ни одна деталь. Вот 6 неочевидных деталей из «Служебного романа», которые замечают не все.
Сделали из Людмилы Прокофьевны ценителя искусства
В квартире главной героини висит репродукция картины Амедео Модильяни «Девушка в матроске». Оригинальное полотно написано в 1918 году и хранится в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Почему именно этот образ украсил стену квартиры Калугиной, доподлинно неизвестно.
Быть может, этой мелкой деталью интерьера режиссер хотел показать внутренний конфликт персонажа. С виду она строгая бюрократка, но внутри глубоко неуверенная в себе женщина, чья жизнь полна страданий. А возможно, автор фильма просто хотел отдать дань уважения творчеству великого художника. Так или иначе, эта неочевидная деталь фильма рождает повод для обсуждения до сих пор.
Подчеркнули престиж дефицитных товаров
Уже в первых кадрах киноленты «Служебный роман» мелькает иномарка «Мерседес», что по тем временам было редкостью на улицах Москвы. Импортная машина одна-единственная в потоке из отечественных «Волг», «Жигулей» и «Москвичей». Это еще больше повышает ценность «Мерседеса» и престиж его владельца.
Импортные вещи буквально мелькают из кадра в кадр. Вот в машине Самохвалова стоит модная по тем временам автомагнитола с кассетами BASF. Сам Самохвалов одет с иголочки в лоснящиеся костюмы с модными галстуками. А еще у него дорогие аксессуары — дипломат и швейцарские часы.
В кабинете Калугиной стоит дорогущая венгерская ЭВМ Videoton-340. Причем это не муляж. Технику каждый день привозили на съемки киноленты под охраной, чтобы не украли. А импортные калькуляторы, которые также мелькают в кадре, закрывали на ключ между съемками, чтобы не пропали.
То же самое касается одежды. Персонажи фильма стремятся одеваться в импортные вещи. При этом Калугина наряжается в эксклюзивные модели отечественного Дома моделей.
Это подчеркивает ее особый статус, позволяющий получить доступ к таким благам. Таким образом акцентируется противопоставление простых советских людей и высокопоставленных персонажей с их роскошной жизнью и доступом к импортным товарам.
Придумали шуточные названия организациям
Здание, в котором проходили съемки, принадлежит Министерству речного флота. Однако в фильме его название заменили вымышленным — «Главрыба». Это отсылка к запрещенной в СССР повести Михаила Булгакова «Собачье сердце», где упоминается такая организация. Об этом свидетельствует дорожный знак — «Парковка для служебных автомашин Минречфлота».
Рядом появляются и другие абсурдные бюрократические аббревиатуры, высмеивающие пристрастие советских чиновников к подобным названиям — «Мосрыбстрой», «Главкость», «Главбурение». Еще одна отсылка — табличка «НИИ ЧАВО». Это намек на повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», где упоминается похожая аббревиатура. Даже без расшифровки она вызывает комический эффект.
Засняли туристов, чтобы быть ближе к народу
В одном из кадров мимо здания проезжает автобус с туристами из бюро «Спутник». Это была советская организация, специализирующаяся на недорогом молодежном туризме. В отличие от элитного «Интуриста», «Спутник» предлагал бюджетные путевки для советских и иностранных граждан. Они останавливались в простых гостиницах, питались в столовых, ездили в плацкартных вагонах. Экскурсоводами часто работали студенты старших курсов.

Туристы в автобусе «Спутника» не актеры. Они были обычными путешественниками, которым случайно посчастливилось проехать мимо съемочной площадки. Молодежь с интересом наблюдала за съемками кино из окна автобуса в режиме реального времени и это решили оставить в кадре. Ведь такой момент как нельзя лучше передает атмосферу 1970-х годов, когда заграничные поездки были редкостью и привлекали большое внимание. Режиссер таким образом воссоздал колорит эпохи.
Район проживания героев показывает их социальный статус
В фильме главные герои живут в разных районах  Москвы и области. Это подчеркивает их социальное положение. Так, Людмила Калугина поселилась в элитном доме на Большой Никитской, 43а. А Юрий Самохвалов обитает в шикарной сталинской квартире на Горького. К тому же у него есть домработница.
Рядовые сотрудники расположились в спальных районах. Новосельцев — на переулке Чернышевского у метро Новослободская, где в 1976 году еще сохранялись старые деревянные дома. Секретарша Вера — в новостройках Чертанова. А Рыжова, по сюжету была из области. Но на самом деле сцена с ней снималась на станции Лосиноостровская на севере  Москвы.
С помощью макияжа показали разницу поколений
В фильме отразили разницу поколений в макияже женщин. Модницы до 30 лет используют так называемый «нюдовый» макияж — легкий, естественный, незаметный.
Это отдельное искусство, требующее качественной косметики.
В фильме отразили разницу поколений в макияже женщин. Модницы до 30 лет используют так называемый «нюдовый» макияж — легкий, естественный, незаметный.
Это отдельное искусство, требующее качественной косметики.
А вот представительницы старшего поколения делают яркий, броский макияж «с эффектом маски» — так, как было принято в 60-е годы. Таким образом через детали внешности передается разница эпох и веяний моды. Молодежь 70-х уже шагнула вперед. А старшее поколение продолжает держаться привычек своей молодости.
Эльдар Рязанов мастерски передавал в своих кинокартинах дух времени и во многом это удавалось благодаря тщательно продуманным деталям.
Статьи по теме
- Advertisment -

Популярное

Яндекс.Метрика